English Version

>
Паспорт школы
Историческая справка
Социальный заказ
Наши цели и задачи
Целый день в школе
Модель "СЕМЬИ"
Гармоническое развитие
Содержание образования
Дифференци-рованная организация учебной деятельности
Непрерывное образование
Педагогический мониторинг
Одаренные дети
Научно - методическая работа
Разрешаемые проблемы
Международные экологические программы
Фотогалерея
__________________ Copyrigth © by
Dmitry Burlutsky

УЧАСТИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫХ
   ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММАХ

    
    
     1. Школа "Финист" организована в 1993 г. После объединения в 1996 г. с коллективом Опытно-экспериментальной площадки (ОЭП) РГУ на базе средней школы №39 она функционирует как полная средняя школа и осуществляет работу по международным программам, участником которых первоначально была ОЭП.
     Начиная с 1994 г. ОЭП РГУ на базе средней школы №39 была включена в международную экологическую программу "Эко-мост". С 1996 по 1998 год работа по программе "Эко-мост" продолжалась уже в стенах школы "Финист".
     Нашим партнером все эти годы была Хай-скул в г. Окридж американского штата Теннесси.
     В рамках программы "Эко-мост" совместно с американскими партнерами мы осуществили исследование развития лесного массива в окрестностях г. Окридж (ученики школы "Финист" выполняли компьютерную обработку данных, собранных американскими школьниками). Нашими учащимися проводились также работы по математической экологии и гидрологическим исследованиям нижнего течения реки Дон.
     Проект включал в себя обмен делегациями учащихся. Трижды (в 1995, 1996 и 1997 годах) наши делегации побывали в США, а группы американских школьников приезжали в Ростов.
     2. По окончании проекта "ЭКО-МОСТ" с 1998 года школа "Финист" участвует в международной экологической программе "GLOBE", в рамках которой учащиеся школы выполняют гидрологический мониторинг участка реки Темерник в окрестностях Северного жилого массива.
     Осуществляются исследования:
     - водородного показателя (РН),
     - электропроводности (общая минерализация воды),
     - растворенного кислорода.
     Собранные данные измерений передаются по "Интернету" в единый банк данных компьютерного центра программы "GLOBE". Школа имеет доступ к информации, заносимой в этот банк данных всеми участниками проекта.
     В работе используется комплект приборов и реактивов, предоставленных американской стороной.
     В прошедшем учебном году, в связи с исчерпанием запаса реактивов, измерения, проводимые в школе, были приостановлены. Они периодически проводились в лаборатории химфака РГУ, с использованием имеющихся на факультете реактивов и оборудования.
     В апреле 2002 года программа "GLOBE" была возобновлена. Школа "Финист" вновь приглашена к участию в этой программе, а также к совместным с американскими школьниками исследованиям экологической ситуации в заливе Мобил (США) и Таганрогском заливе (Россия).
     3. Общая педагогическая концепция работы над экологическими проектами в школе "Финист": организация учебной деятельности, моделирующей исследовательский процесс. Такой подход позволяет синтезировать основные и дополнительные занятия по различным дисциплинам, способствует формированию личностно-ценностного отношения детей к учебе.
     В ходе этой работы осуществляется:
     - овладение учащимися коллективными и индивидуальными методами исследовательской работы, разворачивающейся на протяжении длительного периода времени;
     - становление и развитие познавательных способностей учащихся, умения использовать теоретические знания и компьютерную технику в решении практических задач;
     - формирование личностно-мотивационной сферы детей, стимулирование их интереса к проблемам, изучаемым в рамках основных академических занятий, для решения стоящей перед ними исследовательской задачи;
     - формирование у учащихся экологического мировоззрения, базирующегося на понимании проблем, стоящих перед человечеством;
     - освоение понятия модели и овладение методами научного моделирования, осмысление той роли, которую моделирование (в том числе - математическое и компьютерное) играет при выборе правильной стратегии природопользования.
     Проблемы экологии и разумной стратегии использования природных ресурсов относятся к числу наиболее острых проблем, стоящих перед человечеством. Их важность для выживания человечества и качества нашей жизни волнуют школьников, стимулируя их активное участие в работе.
     4. Проекты "Эко-мост" и "GLOBE" осуществляются в рамках межправительственных соглашений между Россией и США, в частности, на основе решений комиссии Гор-Черномырдин. В течение всего периода нашего участия в этих программах министерством образования Ростовской области и городским управлением образования принимались соответствующие решения, легализующие проводимую работу.
     В выполнении экологических программ школа "Финист" поддерживает тесные партнерские связи с Городским и Областным комитетами охраны природы, Центром информатики и экологического моделирования РГУ, отделом юных натуралистов Дворца творчества детей и молодежи и Ростовским городским центром информатизации образования.
     5. Непосредственное руководство работой школьников по программам "Эко-мост" и"GLOBE" первоначально осуществляли учителя школы кандидат экономических наук Н.В. Петкова и кандидат физико-математических наук И.И. Мазурицкий (в этом учебном году они не работают в школе, но сохраняют с нею тесные связи и оказывают всевозможную поддержку).
     В настоящее время работой руководят учитель химии и биологии кандидат химических наук И.И. Бичерова, учитель английского языка Т.Н. Кифоренко, учитель географии В.В. Герасимова.
     Курирует экологические проекты руководитель научно-методической работы школы "Финист" Соросовский учитель математики Б.И. Вольфсон.
     В сентябре 2002 года после участия в международном семинаре в г. Азове Б.И. Вольфсон и И.И. Бичерова получили сертификаты учителей, имеющих право работать со школьниками по программе "GLOBE". И.И. Бичерова также стала обладателем сертификата международного тренера по программе "GLOBE".
     6. За прошедшие годы в работе по реализации международных экологических программ приняло участие более 100 учащихся. 20 школьников и 3 учителя побывали в США. В 1995, 1996, 1997 и 1998 годах наши ученики принимали участие в международных экологических конференциях по программе "Эко-мост" в Ростове и Вашингтоне.
     Результаты исследований по программам "Эко-мост" и "GLOBE", а также другим проектам, осуществляемым в школе, ежегодно докладываются на городских краеведческих конференциях школьников и сессиях ДАНЮИ.
     В 2000 г. ученица школы "Финист" Вера Нечепаева получила диплом I степени на Всероссийской краеведческой конференции школьников в Москве (в этом году она поступила на экономический факультет РГУ). Студентами стали также активные участники исследовательских программ, неоднократные призеры городских краеведческих конференций и сессий ДАНЮИ Елена Бабкина, Елена Кифоренко, Анна Кечеджиева.
     7. Ежегодно участники международных экологических программ (школьники и учителя) получали международные сертификаты и благодарственные письма российских и американских руководителей этих программ.
     В 1997 г. руководство школы "Финист" получило благодарственное письмо главы городской администрации М.А. Чернышева за организацию приема в Ростове американских школьников и реализацию исследований по проекту "Эко-мост". Такие же письма персонально получили Б.И. Вольфсон, И.И. Бичерова, Т.Н. Кифоренко и большая группа школьников.


    

sm